Помнится, в одной из статей по App Inventor я писал, что была попытка его русификации, но мне она не очень понравилась. Уже и не упомню почему. А русификация из App Inventor2, тем временем, пропала.
Но мир не стоит на месте и вот опять у нас есть Апп Инвентор на русском языке. Это случилось благодаря усилиям энтузиастов из сообщества «Учимся с Google» . Дальше я постараюсь разобраться в том, что получилось, а сейчас, для начала, аплодисменты энтузиастам! Ну, просто потому, что получилось весьма неплохо, на мой взгляд, и работа, всяко, нужная.

Но, от восторгов к делу.
Переключиться на русский язык можно в выпадающем меню выбора языков, вверху-справа.

Теперь, что понравилось:
Грамотный и приятный перевод на русский язык различных менюшек на рабочих столах «Дизайнер» и «Блоки»

Это сразу позволит не потеряться человеку далекому от программирования и английского языка. Я и сам далек от первого, и лишь чуть ближе ко второму, поэтому нравится, черт возьми! Хотя уже и привык к английскому интерфейсу.
Нажимаем вопросик рядом в меню «Палитра» и что видим?

Ба! Да это маленькая подсказка, так же переведенная на наш, великий и могучий. Тоже здорово! Если с такой штукой, как кнопка, я разобрался, не прибегая к словарю, то, например, чтобы разобраться со спрайтами, мне пришлось почесать затылок. А тут все на блюдечке.
Идем дальше и смотрим блоки. И тут полное благолепие и русификация.

Признаюсь честно, что вроде бы разобрался с AI (ну, хорошо, только с его частью), но некоторые блоки заставляют напрягаться, так как, опять же, английский мой, увы, хромает. Так что App Inventor на русском и тут в помощь.
Еще есть в App Inventor указатель ошибок. И его ребята не обошли стороной.

В общем, повторюсь, русификация мне понравилась.
Есть, конечно, маленькие косячки: например, пропущены некоторые слова в «Свойствах» компонентов.

Но, ей богу, это такая мелочь!
Да, вот, всплывающие подсказки у блоков, по-прежнему, на английском. А ведь их правильного понимания зачастую не хватает.

Теперь о том, перейду ли я лично на русифицированную версию. Скорее, нет, и вот почему: подавляющее большинство языков программирования используют именно английский язык. Отсюда вывод – тот, кто хочет продвинутся дальше в изучении программирования, должен работать с языком оригинала. А я хочу.

И следующий довод: в процессе разбирательства с AI я поднял свой уровень английского. А это тоже весьма полезно.
Но! Я все равно буду обращаться к русскоязычному App Inventor, так как не все и не всегда понятно. И более того, не всегда есть время и желание учить иностранный язык, если надо написать себе, скажем, приложение-будильник с собственными фичами. И тут Апп Инвентор на русском поможет. А если вы хотите обучить созданию мобильных приложений детишек, которые только начали изучать английский? Да на англоязычном AI вы им только головы заморочите. Ведь вспомните, что эта штуковина и создавалась для обучения.
Так что, проделанный труд заслуживает всяческого внимания и уважения. И, вне всякого сомнения, использования.
Еще неплохо бы ребятам было создать полный русский учебни… Стоп! Стоп! А что тогда буду делать я?

Под операцией мы будем понимать последовательность действий, каждое из которых может содержать разное количество блоков.

Любую операцию можно поместить либо в блок обработки события, либо в блок процедуры. Расположение операции в блоке обработки события характеризуется простой, но в будущем это может привести ко многим проблемам, в отличие от использования её в процедуре, что позволят получить гибкий алгоритм. Рассмотрим это на примере простой операции присваивания глобальной переменной пустого списка, состоящей из двух блоков (рис. 1).

Рис. 1. Варианты расположения операции.

При размещении операции в блоке обработки события компонента (верхний вариант), она жестко привязывается к нему и становится недоступной для вызова из других блоков. Если эту операцию нужно вызвать из другого блока, то её придётся скопировать. Создавать копии операции нежелательно, потому что при изменении её алгоритма придётся вносить правку в каждую из них. Это повышает вероятность появления разных ошибок: можно забыть исправить какую-то копию, ошибиться при копировании блоков, вставке их и т.п. Размещение операции в блоке процедуры позволит вызывать её из других блоков и избежать описанных выше ошибок.

При работе в редакторе блоков иногда возникает необходимость вызова разных версий одной операции или разных операций. Для этого можно либо создать новые компоненты с новыми блоками обработки событий, либо использовать один существующий блок btnExecute, помещая в него вызов той или иной операции. В результате замены, отсоединённые операции превратятся в “плавающие” блоки (рис. 2), которые не принадлежат никакому групповому блоку.

Рис. 2. "Плавающие" блоки.

Если на рабочем поле таких плавающих блоков много, то разобраться с ними может будет непросто. Если с нижним блоком всё понятно - это блок вызова процедуры, то что делает сцепка блоков в верхней части рисунка? Это отдельная операция или действие, которое входит или входило в какую-то другую операцию? Но тогда где остальная часть этой операции? Добавление операции в блок процедуры позволит избавиться от непонятных “плавающих” блоков.

Для выполнения блока не обязательно помещать его в обработчик события. Можно нажать правой кнопкой мыши на нём и в появившемся контекстном меню выбрать опцию Do it.

Ещё один недостаток размещения операции в обработчике события связан с тем, что при случайном удалении компонента в дизайнере произойдёт удаление не только всех блоков, которые относятся к этому компоненту, но и всех вложенных в них блоков. Особенно досадно будет в том случае, если операция состояла из большого числа блоков (рис. 3). Если удалить компонент btnTest, то произойдёт удаление блока btnTest.Click со всем его содержимым.

Рис. 3. Нежелательная группировка блоков в обработчике события.

Какую операцию выполняют блоки на этом рисунке? Сразу ответить трудно. А при помещении их в отдельную процедуру всё сразу станет понятно из её названия setVarValue - задаёт значение переменной (рис. 4).

Рис. 4. Группировка боков в процедуре.

Блоки процедур и локальных переменных имеют настройку, доступную при щелчке по пиктограмме шестерёнки. Для блоков процедур она заключается в добавлении им входных параметров, а для блоков локальных переменных к созданию дополнительных входов. Это позволит четыре блока переменных превратить в один блок с четырьмя переменными (рис. 4). Является ли такое преобразование эквивалентным? Нет. Блок с несколькими локальными переменными имеет одну область видимости, что не позволяет внутри него получать значения его переменных. Например, невозможно переменной value (рис. 4) присвоить значение переменной key.

Перечислим обнаруженные нами недостатки размещения операции в блоке обработки события:

  • Жёсткая привязка к блоку события определённого типа выбранного компонента
  • Невозможно вызова операции из других блоков (значит, она не может стать библиотечной)
  • Удаление операции при удалении компонента
  • Образование непонятных “плавающих” групп блоков
  • Сложно быстро понять то, что делает операция

Избавиться от всех этих недостатков очень просто, если все операции помещать в процедуры.

При создании алгоритмов для простоты и скорости хочется разные операции поместить в одну процедуру, что приведёт к быстрому увеличению количества блоков и сложностям с пониманием её работы. Для исключения этого в программировании широко используется простое правило:

Одна функция (процедура) - одна операция

Это правило взято из жизненной практики. Представьте, что вы включаете свет в комнате, а при этом происходит включение телевизора, кондиционера и выключение компьютера. Понравится ли вам это? Нет, потому что это приведёт к путанице и неприятным ситуациям.
На рис. 4 в начале блока происходит вызов четырёх процедур - getKey (получить ключ), getNewVal (получить новое значение), getKeys (получить список ключей) и getIndex (получить индекс). Каждая из этих процедур выполняют одну операцию. После них идёт блок if, в котором происходит выполнение одной операции процедуры setVarValue1.
Можно ли в процедурах вместо локальных переменных использовать глобальные? Можно, но так делать не следует. Использование глобальных переменных внутри процедуры, во-первых, жёстко привязывает её к ним и, соответственно, к данному приложению, а, во-вторых, при помощи глобальных переменных внешние блоки из разных мест приложения могут оказывать влияние на внутренний механизм работы процедуры, что весьма нежелательно. Что может случиться, если пассажиры автобуса будут иметь доступ к его механизму?

Локальные переменные являются своего рода буфером. Если изменится имя глобальной переменной, то это не нарушит работу процедуры, потому что внутри неё используются имена локальных переменных, которые не менялись. В App Inventor при изменении имени глобальной переменной оно автоматически изменится во всех использующих его блоках. Отсюда следует важный вывод о том, что существующая в App Inventor автоматизация по проверке корректности типов переменных, переименованию переменных и и др., с одной стороны, упрощает разработку приложений, освобождая разработчика от размышления над этими вопросами, а, с другой стороны, способствует развитию навыка небрежного составления алгоритмов. Вообще говоря, данный навык может развиться при программировании на любом языке. Как этого избежать? Использовать рекомендации по созданию “чистого кода”, о чём написано немало книг. В MIT App Inventor получится использовать лишь малую долю этих рекомендаций, но следование им позволит улучшить алгоритмы и их читаемость при любом способе их создания - на листе бумаги, доске, при редактировании кода или работе с блоками.

Указанное выше правило следует использовать и в случае использования блоков обработки событий. На рис. 4 обработчик события Click производит только одну операцию - вызывает процедуру. А если из обработчика событий нужно вызвать несколько процедур? Тогда нужно понять, эта группа процедур выполняет одну или несколько операций? Если одну, то всё в порядке. Например, при инициализации приложения вызывается много процедур, но все они объединены одной операцией - инициализации.

Чем больше операций выполняет процедура, тем более тесной является её связь с данным проектом, и тем сложнее её адаптировать для работы в другом приложении. В идеальном случае процедуру общего назначения желательно делать независимой от данного приложения, чтобы появилась возможность поместить её в свою библиотеку для повторного использования в других приложениях.

В качестве хранилища библиотечных процедур в App Inventor можно использовать незадействованные экраны приложения. Библиотеки с небольшим количеством процедур можно располагать совместно на одном экране, а большие - на отдельных. В последнем случае перемещение всех блоков библиотеки в рюкзак можно будет выполнить при помощи одной операции.

Если библиотек накопилось много, то можно их оформить в виде шаблона приложения, в котором первый экран оставить пустым. Используем этот шаблон при создании нового приложения, а после его готовности создаём копию, из которой удаляются все библиотечные экраны.

Для исключения переименования глобальных переменных и нарушения работы библиотечных процедур при копировании их из рюкзака на экран приложения, который может иметь глобальные переменные с такими же именами, необходимо имена библиотечных блоков заранее составлять с префиксами, указывающих на библиотеку. Если библиотека для работы со списком пар имеет название libPairs. Тогда можно переменные, процедуры и компоненты в ней назвать так: libPairs_name, libPairs_setValue, libPairs_btnExecute.

Для более удобной работы с большим количеством блоков и перемещения их по рабочему полю, помимо кнопок масштабирования на области просмотра пригодится и масштабирование рабочей области браузера при помощи комбинации клавиш Ctrl- или Ctrl+.

Installing the Windows software for App Inventor Setup has two parts:

  1. Installing the App Inventor Setup software package. This step is the same for all Android devices, and the same for Windows XP, Vista, Windows 7, 8.1, and 10.
  2. If you choose to use the USB cable to connect to a device, then you"ll need to install Windows drivers for your Android phone.

NOTE: App Inventor 2 does not work with Internet Explorer. For Windows users, we recommend using either Chrome or Firefox as your browser for use with App Inventor.

Installing the App Inventor Setup software package

You must perform the installation from an account that has administrator privileges . Installing via a non-administrator account is currently not supported.

If you have installed a previous version of the App Inventor 2 setup tools, you will need to uninstall them before installing the latest version. Follow the instructions at How to Update the App Inventor Setup Software .

Locating the Setup software

In most cases, App Inventor should be able to locate the Setup software on its own. But if it asks for the location of the software, the path to enter is C:\Program Files\Appinventor\commands-for-Appinventor . If you are using a 64-bit machine ((How to tell if you"re on 64-bit Windows) , you should type Program Files (x86) rather than Program Files. Also, if you did not install the software as an administrator, it was installed in your local directory rather than in C:\Program Files. You"ll need to search for it to find the correct pathname.

Сегодня на рынке труда мы наблюдаем настоящий бум на специалистов в области разработки приложений для мобильных устройств. Профессия разработчика мобильных приложений становится одной из самых востребованных. Но вот готова ли система образования ответить на этот вызов? Ведь чтобы диагностировать способности к программированию и вовремя заложить прочный фундамент из знаний и навыков, начинать нужно уже с раннего школьного возраста.

До недавнего времени проблема обучения школьников средних классов программированию казалась неразрешимой - прежде всего из-за отсутствия инструмента, который, с одной стороны, был бы достаточно прост в освоении, а с другой - позволял бы создавать действительно стоящие продукты. Попытки поголовно обучать школьников Бейсику или Паскалю приводили только к тому, что предмет «информатика» оказывался по зубам лишь очень узкому кругу учащихся - тем, кому в силу интеллектуальных особенностей, семейного воспитания или чрезвычайного везения с учителем удавалось продвинуться в освоении программирования дальше, чем другим. Для большинства остальных школьников информатика так и оставалась чем-то недоступным.

Ситуация начала меняться в начале 2000-х годов, с возникновением и развитием визуальных языков программирования, флагманом которых по праву считается язык Scratch. Этот язык совершил настоящую революцию в школьном преподавании программирования под десктопные ОС. Программировать на Scratch так же легко, как складывать детскую мозаику-паззл. Операторы и процедуры языка представляют собой цветные блоки. Перетаскивая и соединяя их, мы создаём программы. Ошибку в синтаксисе этого языка сделать просто невозможно - если блоки не встанут рядом, паззл просто не сложится.

App Inventor

Естественным развитием этого подхода стал язык программирования App Inventor, разработанный профессором Массачусетского технологического института (MIT) Халом Абелсоном в 2010 году. В основе его - тот же принцип перетаскивания визуальных кирпичиков и собирания программы из блоков.

Отличие App Inventor от Scratch состоит в том, что App Inventor ориентирован не на десктопное использование, а предназначен для создания приложений под мобильное устройство - смартфон или планшет с ОС Android. Он умеет, например, «понимать» данные акселерометра мобильного гаджета, управлять встроенной камерой, видит, как ориентирован телефон в пространстве и многое другое.

App Inventor - это полностью облачное приложение. Чтобы начать программировать на нём, нужен только интернет и браузер. Переход на страницу языка осуществляется по этой ссылке . Интерфейс на английском и на русском языках.

Интерфейс языка программирования MIT App Inventor состоит из двух основных частей - дизайнера и редактора блоков .

В дизайнере мы конструируем наше приложение из элементов - экранов, кнопок, ячеек, изображений, звуков.

В редакторе блоков мы программируем поведение этих элементов.

Интерфейс App Inventor прост и интуитивно понятен. Если вы захотите попробовать преподавать программирование на App Inventor в школе, рекомендуем сайт appinvent.ru , на котором собраны обучающие материалы для учителей.

Конкурс для школьников

А школьники, которые пройдут обучение по программированию на App Inventor в школе или самотоятельно, могут принять участие в конкурсе на разработку собственных мобильных приложений на App Inventor . Победитель конкурса получит планшетный компьютер от компании Samsung. Срок подачи работ - до 15 мая 2016 года.